Единая модель профориентации - это совокупность целей, средств и результатов осуществления профориентационной деятельности с обучающимися по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на всей территории Российской Федерации.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
- Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
- Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
- Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.
- Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- Представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание.
- Направления и формы профориентационной работы в школе:
- Оформление уголка по профориентации, страничка на школьном сайте в разделе «Профориентация».
- Осуществление взаимодействия с центром дополнительного образования, кадровым центром "Работа России" в с. Измалково.
- Работа с учащимися:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий и др.;
- Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Расширение знаний в рамках школьных предметов (труд (технология) 5-9 классы и др.);
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования.
- Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
РОССИЯ - МОИ ГОРИЗОНТЫ
С 2023 года во всех российских школах реализуется профориентационый курс – цикл внеурочных занятий «Россия – мои горизонты».
По инициативе Министерства просвещения Российской Федерации во всех российских школах по четвергам реализуется цикл внеурочных занятий «Россия—мои горизонты».
Профориентационный курс направлен на формирование у обучающихся 6-11 классов, а также обучающихся СПО профессиональной картины мира через осознанную сопричастность к передовым достижениям отечественной экономики, историю развития промышленности России, передовых достижениях сегодняшнего дня и ценностного отношения к избранной профессии или специальности.
Одна из главных целей проекта – формирование готовности подростков к профессиональному самоопределению. Все занятия посвящены знакомству детей с особенностями разных профессий.
БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ
«Билет в будущее» – это Всероссийский проект ранней профессиональной ориентации школьников, который реализуется при поддержке государства в рамках национального проекта «Образование». Участие в мероприятии принимают учащиеся 6–11 классов, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, родители, педагоги, специалисты, представители среднего профессионального и дополнительного образования.
Опыт реализации проекта «Билет в будущее» лег в основу создания профориентационного минимума, а сам проект остается идеальным инструментом для его реализации.
Бесплатная платформа проекта "Билет в будущее"